 Игорь Яковлев – история Эльдорадо

Игорь Яковлев, основатель и основной владелец крупнейшего российского ритейлера Эльдорадо родился в 1965 году.
Образование получил в Дагестанском политехническом институте и Санкт-Петербургском университете МВД РФ.
Коллеги и партнеры по бизнесу характеризуют Яковлева как чрезвычайно
жесткого и требовательного бизнесмена. Но признают, что именно
благодаря таким качествам основателя Эльдорадо эта сеть превратилась из
двух небольших магазинов в Москве и Саратове в крупнейшего российского
непродуктового ритейлера. В 2007 году оборот компании приблизился к $6
млрд. Для сравнения - Евросеть наторговала на $5,6 млрд.
Первый магазин компании был открыт в 1994 году в Самаре - именно с этого момента берет свой отсчет история успеха «Эльдорадо».
Под брендом Эльдорадо и ЭТО работает более 1100 магазинов бытовой
техники и 387 салонов связи в России и на Украине. Развивается торговая
сеть Сулпак в Казахстане.
Более 15 лет бессменным президентом и лидером компании выступает Игорь
Яковлев. Его неиссякаемая энергия, активность и высокий профессионализм
собранной им команды вывели «Эльдорадо» в лидеры.
Игорь Яковлев «Эльдорадо» абсолютно не похож на персонажа из рекламного
ролика своей сети. Виртуальный босс конкурировал в мужественности с
Бэтманом и зверел от непонимания сотрудниками выгоды «нулевого» кредита.
Реальный шеф – сорокалетний Игорь Яковлев – скромен и потому не
публичен. Основатель крупнейшей в России и на Украине компании по
торговле бытовой техникой и электроникой, избегает журналистов. «В
своей жизни я дал только одно интервью, и все знают, что я непубличный
человек. Не потому, что не люблю прессу. Просто мы так решили», –
говорит он. Впрочем, судя по отзывам коллег и конкурентов, экранный
образ довольно точно передает харизму шефа «Эльдорадо», проявляющуюся,
когда он занимается непосредственно бизнесом.
Даже близко знающие Игоря Яковлева партнеры уверены, что он – бывший
военный. В самой компании это опровергают. Как и многие розничные сети
(независимо от специализации), «Эльдорадо» поднималась на оптовой
торговле бытовой техникой и электроникой. О первых шагах в бизнесе
Игоря Яковлева и его брата Олега, долго участвовавшего в управлении
компанией, известно немного. Например, что начинали действительно с
нуля и действительно всего добились, не имея за спиной поддержки
какой-либо ФПГ. Яковлев одним из первых на рынке додумался, как
минимизировать издержки, связанные с таможней и доставкой груза из
Домодедова в Москву и другие населенные пункты. В начале 1990-х взимание
платы с фуры на каждом посту было распространенной практикой.
Рассказывают, что, просчитав, во сколько обходятся поборы с машины,
Яковлев стал нанимать сопровождение колонны – сотрудников тех же
органов, с теми же мигалками. Доставка фур с импортной техникой под их
конвоем обходилась гораздо дешевле.
Экономия на всем, ставшая отличительной особенностью позиционирования
сети «Эльдорадо», была продиктована в то время не менеджерским гением, а
недостатком средств. Так же, как и региональный старт. Яковлев
признает, что если бы за ним стояли большие деньги, тиражирование сети
началось бы со столицы. Именно в Москве в 1994 году открылся первый
магазин компании площадью 10 кв. м, проработавший год – он не
выдерживал конкуренции с более крупными игроками, и владельцы решили
полностью переключиться на опт. Львиная доля заказов приходилась на
регионы. Открывшиеся там оптовые склады компании и стали основой для
регионального развития розничной сети. Отцы-основатели сами ездили по
городам и все контролировали. Директоров магазинов всегда искали среди
местных.
«Мне кажется, что именно приземленность Яковлева и его компании
позволяет ей расти вширь, – говорит Александр Пляцевой, президент
Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и
компьютерной техники РАТЭК. – Даже старт компании с регионов
объясняется не только тем, что там был свободный рынок, но и
рационализмом Игоря. Его фирма росла снизу. Открывать магазин в регионе
в начале 1990-х было в десять раз дешевле, чем в Москве. Самый большой
магазин в Новосибирске – на 1000 кв. м – «Эльдорадо» тогда построило
за $40 000, продавцы сами красили стены. В Москве это стоило бы не
меньше $1 млн».
В августовский кризис 1998 года Яковлев без обиняков сократил штат
управленцев в четыре раза – пять менеджеров стали работать за 22. В
декабре 1998-го он снова попытался выйти в столицу, купив три магазина
«Микродин» в Москве (впоследствии проданы из-за неудачного
расположения). В 1999-м, воспользовавшись падением цен на недвижимость,
компания совершила прорыв – через пять лет после старта бизнеса у
«Эльдорадо» было уже 74 магазина, $120 млн оборота и дорогая
информационная система, позволяющая управлять географически
разбросанными бизнес-единицами.
Скорость развития во многом была обусловлена складом характера самого
Яковлева. «Он очень динамичный человек, его компания – самая
быстроразвивающаяся на рынке, всегда быстрее всех во всем», – говорит о
конкуренте Евгений Кабанов, совладелец и гендиректор сети «Мир».
В качестве примера оперативности принятия решений в «Эльдорадо»
Александр Пляцевой приводит историю одного из менеджеров, участвовавших
в открытии более 100 магазинов «Эльдорадо». Тот перешел в другую
компанию, через неделю новый гендиректор вызвал его с вопросом: «Ты что,
на войне?» «В «Эльдорадо» темп такой: в шесть вечера началось
совещание, в восемь приняли решение, в шесть утра следующего дня
человек уже летит в выбранный на совещании город, а еще через два дня
привозит договор по помещению», – поясняет президент ассоциации РАТЭК.
Вперед к успеху
С 2001 года компания стала развиваться еще быстрее – Игорь Яковлев
инициировал старт франчайзинговой программы. Яковлев решил, что
открывать собственные магазины в городах с населением меньше 200 000
жителей нецелесообразно, но и игнорировать их не стоит, тем более что
на расстоянии 100 – 200 км от таких городков обязательно есть склад
«Эльдорадо». За год под вывеску сети встал 31 магазин, а к концу
2002-го их было уже 125.
В конце года открылся первый гипермаркет «Эльдорадо» в Москве, в самом
проходном для целевой аудитории месте – в превратившемся из рынка в
торговый центр «Горбушкином дворе». Емкость московского рынка бытовой
электроники эксперты оценивали тогда в $1,3 млрд. Ждать дольше смысла не
было. Объем продаж сети в 2002 году вдвое превышал объем продаж
созданной в 1993-м сети «М.Видео», чей бизнес тогда был сосредоточен в
основном в Москве ($800 млн против $400 млн). На своей первой
пресс-конференции Игорь Яковлев обещал за 2003 год увеличить долю
компании в Москве с 5% до 20%. В течение следующих двух лет жители
столицы смогли воочию убедиться в том, что лидер регионального рынка
«Эльдорадо» – не фантом, а владелец компании – человек слова.
Летом 2003 года Яковлев купил девять магазинов сети «Электрический мир»
и не стал останавливаться на достигнутом. Билборды, растяжки,
перетяжки с утюгами, пылесосами и стиральными машинами превратили
московское метро и улицы в «территорию низких цен». Агрессивная уличная
реклама соответствовала агрессивному маркетингу.
«Эльдорадо» жестко ведет себя с поставщиками – благодаря объемам,
которые сеть прокачивает по всей стране, она может диктовать условия по
цене. Компания сама определяет ассортимент и не пускает в свои магазины
мерчандайзеров поставщиков.
Столь же жестка и кадровая политика «Эльдорадо» – другие торговцы
бытовой техникой отмечают, что лидер рынка с легкостью расстается с
людьми и не испытывает недостатка в новобранцах. Без сантиментов
относятся в сети и к покупателю. Четко следуя бизнес-плану, «Эльдорадо»
не гонится за чужой целевой аудиторией. Не нравится, что продавец
долго не подходит, а доставка платная и на следующий день – иди к
конкурентам. Не нравится, что холодильника с заявленной низкой ценой
7700 руб. нет в наличии, а продавцы соседних магазинчиков на «Горбушке»
посмеиваются и утверждают, что его не было в наличии никогда, потому
что такие холодильники стоят как минимум на тысячу дороже, – до
свидания.
Как и в случае с «Пятерочкой», продовольственной сетью, сделавшей
ставку на низкие цены, агрессивная реклама, быстрый рост и жесткая
экономия на издержках обеспечили «Эльдорадо» не только желтую майку
лидера по объему продаж, но и интерес западных компаний. За месяц до
лондонского IPO «Пятерочки» Яковлев в Лондоне же подписал опционное
соглашение с Dixons Group, одним из ведущих европейских ритейлеров в
сегменте бытовой техники и электроники, чей оборот превышает $11 млрд.
По условиям соглашения Dixons получает исключительное право – но не
обязательство – приобретения контрольного пакета акций «Эльдорадо» до
2011 года, если воспользуется опционом на приобретение 10% акций до
2008 года. «Россия является рынком с большим потенциалом, и мы видим в
компании «Эльдорадо» идеального партнера для себя в этой стране.
«Эльдорадо» имеет сильную управленческую команду, впечатляет навыками
розничных продаж и исключительными темпами роста», – заявил тогда,
комментируя сделку, Джон Клэр, глава группы Dixons. Яковлев тоже не
скрывал своей радости, заметив, что «тесные взаимоотношения с лидером
европейского рынка электроники позволят значительно ускорить исполнение
наших самых смелых амбиций и честолюбивых планов».
Обновление
Сейчас в «Эльдорадо» больше иностранцев, чем в компаниях российских
конкурентов. Из Dixons пришли коммерческий директор и директор по
логистике. Вот уже три года исполнительным директором «Эльдорадо»
является Бруно Майер, 25 лет отработавший в европейских компаниях.
«Меня привлекло, что это очень интересная компания, и она лидер рынка.
Моя задача: используя свой коммерческий опыт, довести «Эльдорадо» до
европейского уровня».
Еще одно следствие партнерства с Dixons – запуск сети магазинов
«Электро-Плаза». Менеджеры британской компании участвовали в разработке
концепции. Но как водится в «Эльдорадо», автором первоначальной идеи
был опять же Яковлев. Открыв 610 магазинов в жестком формате «низкие
цены», он позволил себе стать мягче. «Эльдорадо» и «Электро-Плаза» –
абсолютно разные концепции. Часто наши взгляды на то, что нужно
потребителю, не совпадают со взглядами рынка, – говорит он. – В
«Электро-Плазе» мы дали поставщикам свободу – они смогли выставить все,
что считают нужным. По некоторым группам товаров линейка в два раза
шире, чем в «Эльдорадо».
Бизнес «Эльдорадо» постепенно меняется. Яковлев говорит, что в течение
следующего года все должно быть сделано и отстроено так, чтобы
публичная компания могла без проблем для своей биржевой репутации войти в
бизнес. «Мы уже перевели все активы на одну компанию, прописали
бизнес-процессы, проводим аудит. Сегодня у нас больше возможностей, чем
год назад», – объясняет предприниматель.
Меняться придется и ему самому. «Полагаю, что появится больше
осторожности в принятии решений, так как теперь нужно оглядываться на
мнение английских коллег, а раньше всю ответственность за все решения
приходилось возлагать только на себя. Возможно, больше, чем раньше,
внимания будет уделено доходности бизнеса – для любых инвесторов этот
параметр ничуть не менее важен, чем доля рынка», – считает Евгений
Кабанов из «Мира».
Пока же, несмотря на масштаб бизнеса, Яковлев продолжает лично жестко
контролировать расходы. Будучи миллионером, одевается достаточно
скромно и не любит тусовок. «Игорь считает, что публичность ему не
нужна. Буквально на днях я говорил ему, что есть предложение по
имиджевой рекламе, а он: «Нам имидж не нужен, мы дело делаем». Он
привык использовать рационально каждую копейку и никому из сотрудников
не дает потратить ее на ненужное дело. Знаю, например, что как менеджер
он часто замечает неэффективность каких-то проектов вокруг – будь то
строительство гостиницы или жилого дома», – рассказывает Александр
Пляцевой.
При этом соблазна войти в управление каким-то иным, не связанным с
«Эльдорадо», бизнесом у него пока не возникает. Брат Яковлева Олег,
отойдя от управления сетью «Эльдорадо», стал соучредителем
инвестиционной компании «Базис», развивающей сеть оптик «Смотри» и
гипермаркеты детских товаров «Банана-мама». И в региональных магазинах,
и в московском офисе «Банана-мамы» трудятся некоторые бывшие
сотрудники «Эльдорадо». Однако сам Игорь подчеркивает, что участия в
этих проектах не принимает: «Я не имею отношения к проекту
«Банана-мама» – это дело брата. Иногда могу что-то подсказать, но не
более того. Все мое время уходит на «Эльдорадо». Работаю с девяти. И в
шесть точно ни разу за десять лет рабочий день не заканчивался».
Похоже, несмотря на то что компания отстраивается по западным образцам,
в ближайшее время ее руководитель свободнее не станет. «Ни один
человек не сможет вам объяснить, как работает монстр «Эльдорадо». Я
думаю, что именно конкретный человек – Яковлев – удерживает корпорацию
от расползания. При непрозрачности рынка менеджерам легко совершать
ошибки и даже уводить деньги. Именно активное участие Яковлева в
оперативном управлении обеспечивает быстрый рост и те
бизнес-показатели, которые демонстрирует «Эльдорадо», – считает
Пляцевой.
На вопрос, чем лично он гордится, Яковлев отвечает без ложной
скромности: «Мы сделали то, чего не мог никто в мире. Максимальная доля
компаний, торгующих бытовой техникой и электроникой, в мире не
превышает 10 – 12%. Мы контролируем 22 – 28% в разных товарных
категориях». По словам Александра Пляцевого, шеф «Эльдорадо» всегда
думает о бизнесе: «Иногда что-то услышит, оно отложится на подкорку, а
через сутки оформляется в какую-то новую идею. Он делает только то, что
нужно для развития бизнеса – первым пригласил иностранных менеджеров,
первым открыл магазин в Польше, лучше всех руководителей компаний
отрасли знает Китай, где скоро будут производить 90% бытовой техники».
Некоторые наблюдатели утверждают, что Яковлев вряд ли продаст британцам
свой бизнес – ни к чему не обязывающее соглашение позволяет ему
по-новому отстроить свое детище и подготовить его к новому витку
конкурентной борьбы. Впрочем, в последнее время кажется, что он уже
устал от постоянного стресса, связанного с непосредственным
руководством бизнесом. Все чаще путешествует для себя, не по работе.
Говорят, у него появилось, наконец, не связанное с работой хобби –
вина. Правда, сотрудники «Эльдорадо» констатируют, что горит шеф на
работе по-прежнему.
Эльдорадо сегодня
Сегодня компания занимает около 28% рынка бытовой электроники в
России. Узнаваемость бренда «Эльдорадо» в большинстве регионов
превышает 80%, а в некоторых городах доходит и до 98%. Под логотипом
компании на всей территории России и Украины сегодня действует более
1100 магазинов электроники.
За 13 лет работы предоставили возможность улучшить свой быт с помощью
товаров, реализованных через сеть «Эльдорадо», более 150 млн.
покупателей: сегодня каждая 3-й стиральная машина или телевизор
приобретаются в магазинах Эльдорадо.
Компания «Эльдорадо» – крупнейшая розничная сеть по продаже бытовой техники и электроники России и Восточной Европы.
Компания «Эльдорадо» как безусловный лидер отечественного ритейла не
просто идет впереди всего рынка, но и в чем-то предвосхищает его
развитие и ожидания потребителя.
С 2004 г. «Эльдорадо» открывает исключительно супер- и гипермаркеты
площадью свыше 2000 кв. м. Только на такой территории можно представить
достойный ассортимент товаров. Своевременно корректировать ассортимент
в соответствии с запросами потребителей, включать в него как
проверенные временем модели бытовой электроники, так и последние
технические новинки, позволяет партнерство с крупнейшими и
профессиональными маркетинговыми и исследовательскими компаниями.
«Эльдорадо» много лет сотрудничает с ведущими производителями бытовой
электроники. Благодаря этому, а также наличию отлаженной системы
логистики и прямых поставок, нам удается поддерживать в магазинах
«Эльдорадо» особо привлекательные цены. «Цены всегда ниже, чем у
конкурентов!» - таков девиз нашей компании.
«Эльдорадо» успешно работает на динамично развивающемся рынке цифровой
портативной техники. В мае 2005 г. компания взялась за принципиально
новый проект – сеть собственных салонов связи (ССЭ). В каждом салоне
можно не только приобрести всевозможную цифровую технику, но и
подключиться к ведущим сотовым операторам, оплатить услуги связи. До
конца года количество ССЭ превысит 490.
В 2005 г. компания начала сотрудничество с ведущей казахстанской сетью
по продаже электроники «Sulpak». В настоящее время во всех крупных
городах Казахстана действует более 50 специализированных супермаркетов
бытовой техники и электроники под брендом Sulpak.
Материал взят с сайта: www.release-me.ru
|